Если бы Индия была в Европе, машины просто поместили бы в грузовик или поезд и доставили бы к дилерам для продажи клиенту. Но Индия находится далеко от Европы и имеет свой собственный рынок, защищенный импортными пошлинами, которые также взимаются с ŠKODA RAPID, OCTAVIA, KODIAQ и SUPERB. Тем не менее, около 17 000 автомобилей ŠKODA продаются в Индии ежегодно.
Если бы автомобили, экспортируемые в страны за пределами ЕС, были полностью собраны, стоимость транспортировки была бы слишком высокой и приводила бы к дорогостоящей конечной цене. Поэтому автомобили доставляются на разных этапах разборки, а затем снова собираются на месте. В каждой стране установлены свои правила, которые необходимо соблюдать.
«Поэтому процесс упаковки кузова и деталей, отправка их на завод, расположенный на другой стороне планеты - задача логистического подразделения ŠKODA», - говорит Jiří Cee, Глава подразделения логистики.
«В соответствии с разными правилами мы выделяем три этапа сборки автомобиля», - поясняет Ondřej Paclt, руководитель иностранных проектов ŠKODA Logistics в Центре CKD в Млада-Болеславе.
Самый простой этап сборки - это разобранная ходовая часть и двигатель. В этом случае единственной вещью, необходимой для повторной сборки автомобиля, является тип домкрата, используемого в автосервисах. Этот способ экспорта транспортных средств сокращает двадцатипроцентную пошлину вдвое, что определенно стоит того. Второй этап сборки также включает детали и компоненты, которые еще не были собраны, то есть они отправляются в том же состоянии, в котором они покинули производственную линию. В этом случае они должны быть собраны в конечном пункте назначения, но без сложных операций (прессования, сварки и окраски). Третий этап - полная сборка, при которой даже кузов должен быть собран из сварных и штампованных деталей в стране назначения.
Подразделение логистики следует рассматривать как неотъемлемую часть производственного процесса. По сути производственная линия прерывается в определенной точке, погружается в контейнер и едет или плывет в другую часть планеты, а затем может быть продолжена на том же этапе, где остановилась, за тысячи миль. Таким образом, ŠKODA может собирать новые автомобили в Китае, России, Алжире, Казахстане, Украине и Индии. В Индии есть два завода, где собираются модели ŠKODA: ŠKODA AUTO Volkswagen India Pvt. Ltd. в Аурангабаде и в Пуне. Полусобранные машины отправляются в Аурангабад, а полностью собранные - в Пуну. Давайте посмотрим внимательнее, как они упакованы перед отъездом в Индию.
«Вопрос не только в том, что отправлять, а в том, как отправить и как сделать так, чтобы транспортировка была экономичной и экологически чистой», - говорит Ondřej Paclt из логистического центра Млада Болеслав, в котором работают 1500 человек. Процесс упаковки компонентов действительно сложный. Разобранные автомобили ŠKODA перевозят в контейнерах, а их части расположены так, чтобы занимать минимум места. Со временем система упаковки претерпела значительные изменения, и благодаря многим инновациям каждый год контейнеры способны вмещать еще немного больше.
В 2000 году в транспортном контейнере могли разместиться только две упаковки с двумя автомобилями. Каждый из них содержал кузов и компоненты, не локализованные (то есть не сделанные) в Индии. Первое нововведение и изменение концепции было реализовано в 2006 году, чтобы снизить стоимость логистики и удовлетворить растущую долю локализации. Изменение коснулось состава транспортируемых компонентов. Все, что для этого потребовалось, это разместить кузов в контейнере под другим углом, и тогда вместо двух стало возможным установить три автомобиля ŠKODA. Так родилась концепция контейнера «три в одном». Дальнейшие усилия по снижению стоимости и повышению экологичности привели к созданию нынешнего контейнера «четыре в одном», который максимально исчерпал емкость. В настоящее время контейнер загружен четырьмя универсальными упаковками кузова и компонентов, не локализованных в Индии. Это сложное решение, созданное экспертами из Млада Болеслав, получило награду «Чешский контейнер года» в 2016 году и международную награду World Star 2017. Наши зарубежные коллеги из Volkswagen Group приезжают в Чешскую Республику, чтобы увидеть это уникальное решение.
Чтобы полностью загрузить пространство, компоненты размещаются внутри кузова, так что используется каждый уголок. Весь кузов плотно укомплектован маленькими и большими картонными коробками с компонентами. Они также включают в себя компоненты от субподрядчиков, которые распаковываются и упаковываются перед отправкой, чтобы как можно большее количество разместить в одном компоненте.
Крупногабаритные детали упаковываются на специальные деревянные поддоны, называемые стеллажами, которые предназначены для размещения всех компонентов доставляемого кузова. Каждый автомобиль разобран на тысячу частей, поэтому конечный результат напоминает набор моделей Airfix, детский набор пластмассовых строительных блоков или комплекты домашней мебели.
Затем компоненты крепятся на поддоне таким образом, чтобы они занимали минимум места и оставались зафиксированными во время перемещения, даже при опрокидывании. Каждый компонент имеет свое место и крепится к стеллажу в определенном порядке. Как только все компоненты установлены, кузов опускается на комплект и детали. Эти стеллажи, теперь уже готовые, загружаются в контейнер. Несмотря на то, что они теперь готовы к отправке, им еще предстоит долгий путь.
Сначала осуществляется транспортировка из Млада Болеслава до контейнерного терминала в пражском районе Уржиневес. Здесь контейнеры перемещаются с грузовых автомобилей на поезда, а затем они продолжают путь по железной дороге до порта в Роттердаме, где они загружаются на корабль и отправляются в долгое путешествие по Европе и через Суэцкий канал в Индийский океан. В океане экстремальные условия: воздух влажный и соленый, а температура внутри контейнеров может достигать 70°C. Именно поэтому контейнеры предназначены для максимальной защиты своего драгоценного груза. Однако вся упаковочная пленка состоит из полностью перерабатываемых материалов, чтобы избежать нагрузки на окружающую среду в пункте назначения.
Через 44 дня и 11 705 километров контейнеры наконец прибывают в Мумбаи. Здесь они загружаются в грузовики и отправляются в Пуну, расположенную в 180 км, или в Аурангабад, расположенный в 365 км. Температура, влажность и удары внутри контейнера измеряются на протяжении всего пути.
Конечно, последний отрезок короче, но он все еще очень сложный из-за качества дорог. В Индии много лежачих полицейских, мало грузовиков, и более агрессивная манера вождения - водители склонны тормозить в последнюю минуту. Все это оказывает такое влияние на стеллажи, как если бы они были сброшены с высоты одного метра.
«Логистический процесс - это результат постоянных инноваций. Я считаю, что это следствие нашей знаменитой чешской изобретательности. Мы никогда не довольствуемся тем, что имеем, и всегда ищем пути и решения, которые были бы лучше и экономичнее. Награды, которые мы получили, являются доказательством нашего успеха», - говорит Jiří Cee, Глава подразделения логистики, и благодарит свою команду.